Знание иностранных языков с кандидатом филологических наук, доцентом по кафедре иностранных языков, BEC Higher Сахневичем С.В.
1. Знание иностранных языков: что умерло?
Корреспондент: Последнее ваше заявление в сфере знание иностранных языков о том, что методика преподавания английского языка мертва, произвело впечатление. Системный анализ-знание иностранных языков. Вот в чем дело: кстати вы не выразили никаких соболезнований по поводу этой кончины.
Сахневич С. В.: И не собираюсь. А чего жалеть? А знаете, что в этом самое лучшее? Все равно от нее никакого толку. А знаете, что в этом самое лучшее? Свято место пусто не бывает! Или король умер, да здравствует король, то есть знание иностранных языков! Вот в чем дело: давайте уточним: методика преподавания английского языка МЕРТВА, когда мы говорим о возможности БЫСТРОГО обучения человеческого существа говорить на английском языке. Отсюда гипотеза: методы быстрого обучения английскому находятся как раз в других, отличных от методики преподавания английского, областях.
Корреспондент: Здесь возникает вопрос: скрещиваем бульдога с носорогом? Это – знание иностранных языков?
Сахневич С. В.: А почему бы и нет? Об этом заявлялось с времен незапамятных. Г. П. Щедровицкий говорил о том, что наука мертва, и наступает эра методологии. А проблемы объединения и со-организации знаний, в том числе и знания иностранных языков, в единую систему трактовались со времен Э. Кондильяка и И.Канта!
2. Знание иностранных языков: текущие проблемы не решаются.
Корреспондент: Тогда поясните, почему все-таки мертва методика преподавания английского языка. Неужели она уже неспособна решить текущие проблемы тех, кто хочет научиться говорить на английском языке быстро?
Сахневич С. В.: Нет.
Корреспондент: Почему?
Сахневич С. В.: Потому что она — неклиентоориентирована. Методика преподавания английского языка живет по своим законам, и ей глубоко плевать на то, что нужно учащемуся. Например, учащийся говорит: я не хочу учить английский язык, я хочу научиться говорить побыстрей. Или учащийся говорит: я не хочу учить английский язык, мне нужно быстрей сдать тест, чтобы найти хорошую работу. Но методика преподавания всегда ответит: «Сорри, это невозможно!» Именно поэтому она мертва. Хотя для студентов педагогических вузов, которые собираются учить английский шесть лет, она может быть и жива. Для остальных точно нет.
Корреспондент: Убедительно. Но вы всегда бьете этим доводом: «Клиент хочет и баста». Железный аргумент.
Сахневич С. В.: Так будет лучше, например…
Корреспондент: Нет, не нужно проводить аналогию с парикмахерской, типа того, что именно клиент определяет, какая у него должна быть прическа. Мы это слышим каждое ваше интервью!
Сахневич С. В.: Почему же только парикмахерская? Вы, Клиент, и вы определяете ВСЕ, потому что вы Носитель Денежных Знаков!
Корреспондент: Это — понятно. То есть, тот, кто не удовлетворит Носителя Денежных Знаков, тот мертв.
Сахневич С. В.: Очевидно, потому что они, эти денежные знаки, ему не достанутся.
Корреспондент: Так кому же достанутся денежные знаки? В смысле, в какой же конкретно области лежат секреты быстрому обучению английскому языку, или например подготовиться к таким вещам, как тест lukoil overseas на определение уровня английского
3. Системный анализ.
Сахневич С. В.: Теперь: возможно, вас это заинтересует: в области системного анализа, составной части методологии.
Корреспондент: А почему там?
Сахневич С. В.: Потому что в центре системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. Например, вам предлагают выучить английский язык за три года или пять лет. Вас это не устраивает! Следовательно, вы ищете альтернативу. Так вот, как раз системный анализ и занимается поиском альтернатив.
Корреспондент: Итак: допустим почему, понятно. А КАК системный анализ это делает? Типа The English Master Course: English Grammar, English Speaking, The Complete English Language Course: English grammar, English speaking, and writing. British and American English.
Сахневич С. В.: Во-первых, путем детального определения количества стадий, из которых состоит процесс, при помощи которого достигается цель. Во-вторых, соответственно, путем определения тех стадий, которые можно исключить, потому что они являются лишними по причине своего дублирования.
Корреспондент: Приведите пример из каких-нибудь сфер деятельности или отрасли, где достижения системного анализа были успешно внедрены.
Сахневич С. В.: Например, командование ВВС США вскоре после начала второй мировой войны предложило Гарвардским курсам деловой администрации найти способ увеличения в течение года существующего состава военно-воздушных сил с 4,000 боевых самолетов и 300,000 человек до 80,000 самолетов и 2,500,000 человек, но так, чтобы это обошлось не дороже 10 миллиардов долларов. К концу года проблема, поставленная военно-воздушными силами, была разрешена. По аналогии, нужно поставить задачу научить человеческое существо заговорить на английском языке не за два года, а за шесть месяцев или меньше, и эта задача будет разрешена, если применять арсенал системного анализа.
Корреспондент: А теперь все это применимо к английскому! Как выучить английский язык зубрежкой?
Или как выучить английский язык при помощи латинизмов?
4. Применяем к английскому.
Сахневич С. В.: Пожалуйста, посмотрите, как работает методика преподавания английского языка: преподаватель английского языка сначала вводит слова, затем объясняет грамматику, затем эти предложения строятся и т.д. Так английский язык учить очень долго, потому что уже имеющиеся понятия, такие как звуки, слова, предложения, текст и т.д. связываются механически. Все попытки объединить эти категории ни к чему не приводят и не могут привести, поскольку определенные стороны обучения речи как объекта исследования «проходят» через несколько понятий и описаний, а другие существенные аспекты вообще не «схватываются».
Корреспондент: У меня голова кругом идет… А что же делает системный анализ? Это – Английский Язык для Начинающих на все 100!
Грамматика английского языка. Тотальный курс?
Сахневич С. В.: Я уже об этом говорил! Системный анализ рационализирует, «уплотняет» накопленные знания, а ведь мы хотим именно этого — быстрее научиться говорить на английском языке. Другими словами, мы должны одновременно использовать знания из разных научных предметов и подавать их единым блоком, сплавом, а не то что: «А теперь давайте займемся грамматикой, а потом займемся говорением».
Корреспондент: И учащийся должен стать частью этого сплава? А он не сплавится в этой лаве?
Сахневич С. В.: Нет, скорей закалится, как закалялась сталь! И выучиться говорить на английском — быстро! Еще вопрос.
сколько стоит час репетитора английского языка!!
Корреспондент: Об этом еще поговорим!
4 комментария